Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
Предания. Но что такое святоотеческое богословие и кто такие Отцы Церкви?
В учебниках по патрологии, составленных русскими авторами XIXвека,
можно встретить указание на три основных признака, по которым следует отличать
Отца Церкви от обычного богослова: святость жизни, правильность учения и
древность. Все эти три критерия заимствованы из традиционной католической
патристики.
Относительно первого критерия следует сказать, что в православной традиции
святость жизни всегда считалась неотъемлемой характеристикой всякого подлинного
богослова: представление о богословии как кабинетной науке, оторванной от
реальной духовной жизни, Православию глубоко чуждо. В то же время очевидно, что
личная святость далеко не всегда обеспечивает богословскую безупречность
суждений того или иного автора. История Церкви знает немало случаев, когда
авторы богословских сочинений, причисленные к лику святых, высказывали
сомнительные или даже ошибочные мнения. В связи с канонизацией сонма
новомучеников и исповедников Российских Архиерейский Собор 2000года даже
сделал специальное разъяснение по данному поводу, подчеркнув, что сам факт
канонизации того или иного новомученика не означает непременного возведения
всего им написанного и сказанного в ранг святоотеческого богословия.
Что касается правильности учения, то здесь, опять же, необходимы уточнения.
Отцы Церкви были выразителями церковного Предания, и в этом смысле их писания
являются своего рода эталоном, «точным изложением православной веры»: на их
учение мы ориентируемся, с ним сверяем свои взгляды и суждения. Однако в святоотеческих
писаниях следует отличать то, что говорилось их авторами от лица Церкви и что
выражает общецерковное учение, от частных богословских мнений (так называемых
теологуменов). Частные мнения не должны отсекаться для создания некоей
упрощенной «суммы богословия», для выведения некоего «общего знаменателя»
православного догматического учения. В то же время частное мнение, авторитет
которого основывается на имени человека, признанного Церковью в качестве Отца и