Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

Своему порабощенному народу. Он молился. И когда Христос ему сказал: прежде

нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя,— Нафанаил

вдруг пережил, понял, что говорит с Тем, к Которому была обращена его молитва,

что перед ним Живой Бог, ставший живым человеком. И в ответ на этот

непостижимый внутренний опыт он восклицает: Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев! Я

молился о том, чтобы пришел Спаситель, и теперь я Тебя вижу: Ты— Тот,

Которого мы ожидаем!

Вот каким образом ученики Христа собирались вокруг Него. Сначала они Его

знали просто как ребенка, мальчика, подростка, как взрослеющего мужчину и

вместе с тем постепенно прозревали в Нем нечто, чего никогда ни в ком не

видели. Нафанаил точно выражает, что они увидели. Они увидели в Нем (может

быть, не осознавая этого столь ясно, как то осознал Нафанаил) Бога, ставшего

человеком. Они увидели, что в Нем полнота Божества обитает телесно (Кол2:9),

что настало Царство Божие, потому что Бог и Его люди уже не

разобщены,— они связаны в лице Христа воедино. Вот в чем тайна призвания

учеников, вот что глубинно побудило их мгновенно отозваться на призыв

последовать за Христом, куда бы Он их ни повел,— не забывая своих

близких, но оставляя их позади, за собой.

Вот следующий отрывок из первой главы— с виду простой, а вместе с тем

такой богатой, порой очень сложной для понимания:

И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел

Он в синагогу и учил. И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть

имеющий, а не как книжники. В синагоге их был человек, одержимый духом

нечистым, и вскричал: оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел

погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. Но Иисус запретил ему, говоря:

замолчи и выйди из него. Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким

голосом, вышел из него. И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что

это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и