Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

Нельзя с легкостью сказать человеку: «Знаешь, ты же скоро умрешь…»

Для того чтобы быть в состоянии встретить смерть, надо знать, что ты

укоренен в вечности, не только теоретически знать, но опытно быть уверенным,

что есть вечная жизнь. Поэтому часто, когда видны первые признаки

приближающейся смерти, надо вдумчиво, упорно работать на то, чтобы помочь

человеку, который должен войти в ее тайну, открыть, что такое вечная жизнь, в

какой мере он уже обладает этой вечной жизнью и насколько уверенность в том,

что он обладает вечной жизнью, сводит на нет страх смерти— не горе

разлуки, не горечь о том, что смерть существует, а именно страх. И некоторым

людям можно сказать: «Смерть при дверях, пойдем вместе до ее порога, будем

вместе возрастать в этот опыт умирания. И войдем вместе в ту меру приобщенности

вечности, которая доступна каждому из нас».

Это я тоже хотел бы пояснить примером. Лет тридцать тому назад в больнице

очутился человек, как казалось, с легким заболеванием. Его обследовали и нашли,

что у него неоперабельный, неисцелимый рак. Это сказали его сестре и мне, ему

не сказали. Я его навестил. Он лежал в постели, крепкий, сильный, полный жизни,

и он мне сказал: «Сколько мне надо еще в жизни сделать, и вот я лежу, и мне

даже не могут сказать, сколько это продлится». Я ему ответил: «Сколько раз вы

говорили мне, что мечтаете о возможности остановить время, так чтобы можно было

быть вместо того, чтобы делать. Вы никогда этого не сделали. Бог

сделал это за вас. Настало вам время быть». И перед лицом необходимости быть,

в ситуации, которую можно было бы назвать до конца созерцательной, он в

недоумении спросил: «Но как это сделать?»

Я указал ему, что болезнь и смерть зависят не только от физических причин,

от бактерий и патологии, но также от всего того, что разрушает нашу внутреннюю

жизненную силу, от того, что можно назвать отрицательными чувствами и мыслями,

от всего, что подрывает внутреннюю силу жизни в нас, не дает жизни свободно

изливаться чистым потоком. И я предложил ему разрешить не только внешне, но и