Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

живым оставаться, вероятно, сиял благодарностью, сиял любовью, пониманием,

воспринимал все их заботы с такой лаской, что для них забота о нем была

радостью, и из этой радости выросла такая благодарность, что они решили все

сделать для него.

Мы должны это помнить: помнить это и когда стареем, и когда болеем и нам

кажется, что мы лишь обуза для других; мы должны это помнить и тогда, когда нам

дано воздать любовью, заботливостью, благодарностью старому, больном человеку

за годы его заботы, за годы его любви. Тогда действительно, как говорит апостол

Павел, в немощи совершится сила Божия (2Кор12:9), этот немощный

человек станет источником вечной жизни для тех, которые сумели его полюбить. И

это будет исцеление не только больного, это будет исцеление и здоровых, в

которых победили сострадание и любовь.

При наступлении же вечера, когда заходило

солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых. И весь город собрался к

дверям. И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих

бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос

(Мк1:32—34).

Мы сейчас долго говорили о том, как в течение Своей земной жизни Христос

исцелял душевно больных, телесно больных. Евангелие не раз указывает, что

причиной этих болезней было бесовское воздействие: бесы овладевали человеком, и

Христос их изгонял (напр., Мф12:22; Лк13:11—16). Сейчас я хочу

ответить на вопрос, который мне ставится постоянно: откуда же взялись бесы?

Бесы— это зло, а мы знаем, что Бог зла не сотворил (Быт1:31). Мы

знаем, что Бог— Добро, значит, Он не может быть источником зла, мы знаем,

что Он свят, что Он— немерцающий Свет незаходимый, значит, Он не может

быть источником тьмы. Каким же образом сотворенное Им добро, без единой

трещины, без всякого зла внутри, могло превратиться в зло? На протяжении

христианской истории этому были предложены разные объяснения, и я хочу изложить