Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

ответить на вопрос, который мне ставится постоянно: откуда же взялись бесы?

Бесы— это зло, а мы знаем, что Бог зла не сотворил (Быт1:31). Мы

знаем, что Бог— Добро, значит, Он не может быть источником зла, мы знаем,

что Он свят, что Он— немерцающий Свет незаходимый, значит, Он не может

быть источником тьмы. Каким же образом сотворенное Им добро, без единой

трещины, без всякого зла внутри, могло превратиться в зло? На протяжении

христианской истории этому были предложены разные объяснения, и я хочу изложить

вам одно из них, которое кажется мне наиболее убедительным и над которым нам,

людям, стоит задуматься, потому что, может быть, и нам грозит та же самая

опасность, что и ангелам Божиим, превратившимся в ангелов тьмы.

Бог сотворил ангелов светлыми и совершенными. Как и все сотворенное Им, они были

невинны, но должны были возрастать к святости, так же как человек рождается

невинным, но должен путем внутренней борьбы, сопротивления злу вырасти в полную

меру святости. Конечно, Адам и Ева до грехопадения не имели нужды

сопротивляться злу, которого еще не было на земле, но они должны были вырастать

из младенчества как бы во взрослость, а эта взрослость и есть святость.

Говоря об ангелах, можно так представить себе: Господь их создал, они были

светлы, прозрачны. Святой Григорий Палама замечательно их описывает: он

говорит, что ангелы подобны были (а ангелы Божии такими и остаются)

хрусталикам, которые пропускают через себя свет и отражают его во все стороны.

В них нет никакой тьмы, они прозрачны до конца, и потому свет Божий через них

может литься свободно, изливаясь во все стороны. Вот такими они были созданы, и

в течение какого-то времени они должны были возрастать— не в том смысле,

что они могли стать чище и светлее: они уже были чистыми. Но речь здесь

идет не о хрусталиках, а о настоящих, живых существах, которых Бог призвал идти

к Нему, возрастать, освобождаться от своей тварности и приобщаться ко всему

Божественному— не слиться с Богом, а приобщиться ко всей Его святости, ко

всей Его Божественной чистоте и красоте. Один из древних писателей говорит, что