Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

Евангелия? Конечно, мы можем себе представить, что Господь встал перед лицом

Бога и Отца Своего с такими же чувствами. Мы можем себе представить, что Он

стоял перед Богом и Отцом, принося слова благодарности за то, что Ему было дано

стать человеком для спасения мира, который иначе погибал. Мы можем себе

представить, что Он стоял и молился о Своих учениках. В Евангелии от Иоанна

прямо сказано, что Христос молился об апостолах и о всех, кто благодаря им

уверует в Него (Ин17:9, 20). Но все это предполагает личные отношения.

Кроме того, молитва не заключается в одной хвале, в одной благодарности, в

одном печаловании, в одной мольбе, молитва в основе своей— глубинное

общение между человеком и Богом. И в данном случае Христос общался со Своим

Небесным Отцом и как Человек, и как Единородный Сын Божий. Как Единородный Сын

Божий Он общался с Ним всей Своей любовью, всей Своей отдачей Ему, всей Своей

готовностью выполнить на земле дело спасения, порученное Ему Отцом и принятое

Им на Себя вольной волей, в полной, царственной, Божественной Своей свободе.

Но, с другой стороны, Он общался с Богом и Отцом и как человек. Мы знаем из

Евангелия, что, когда ученики поставили перед Спасителем вопрос о конце мира,

Он им ответил, что об этом никто не знает, кроме Отца Его на Небесах,— и

Сын Человеческий не знает этих сроков (Мк13:32). Христос, став человеком,

принял на Себя некоторую ограниченность человеческого знания, и, как человек,

Он нуждался в молитвенном общении с Богом. Вне этого общения, как Бог, Он

существовал в полноте Своего бытия, но в пределах Своего человечества Ему нужно

было такое постоянное обновление молитвенного общения, приобщенности к Богу. В

Своем человечестве Он нуждается в углубленной укорененности в Своем Божестве, и

Он молится, общается с Отцом, углубляет Свое человеческое единство с Ним и

только из глубины этого единства действует.

После совершения чудес, после того как Он изгнал бесов, проявил Божественную

Свою силу через Свое человечество, Ему нужно было, Он должен был погрузиться в

общение с Богом и Отцом не как Сын Божий Единородный— между Ним и Отцом