Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

Его учеников. А Закон, Ветхий Завет в этом отношении имеет всю глубину, весь

простор человечности. Это одна из самых замечательных вещей Ветхого Завета: это

книга, которая написана с совершенной искренностью людьми о людях, в этой книге

нет попытки приукрасить и объяснить то, что случается недостойного человека или

народа, эта книга написана как бы с точки зрения человека, который смотрит

глазами Божиими, с пониманием Божиим. А понимание значит и сострадание, и

вместе с этим— справедливый суд: зло, любое «не то», конечно, осуждается,

но человек при этом не обязательно осуждается. Жалко человека, и вместе с этим

непримиримо осуждается его поступок.

В данном случае фарисеи поступают как раз наоборот, и этот подход был виден

неоднократно, раз за разом, в течение нашего разбора Евангелия. И Христос им

говорит: разве вы не помните, что Давид сделал?— Давид, который считается

величайшим святым Ветхого Завета,— и прибавляет: суббота для человека,

а не человек для субботы. То есть все правила, которые даны в Ветхом или в

Новом Завете, даны для человека, для его пользы, для его спасения, а не для

того, чтобы его сломать, разбить, поработить.

Это замечательное место. Мы видим в начале Ветхого Завета, что Бог в седьмой

день почил от дел Своих (Быт2:2—3). Этот седьмой день и есть суббота,

день отдыха. Но что случилось в этот день? Бог не отвернулся от Своего

творения, Бог не отступился от Своего всесозидательного творчества, но вместе с

тем Он поручил человеку продолжение Своего дела на земле. Он все заготовил,

теперь человеку велено (или дано, доверено) довести дело Божие под Его

водительством до совершенства. Этот седьмой день— это история

человечества, это наше время, в котором мы живем и в которое мы должны войти

творчески, как соработники Божии, как строители того Царства, в котором Бог будет

все во всем (1Кор15:28).

В Ветхом Завете этот седьмой день считался святым днем, когда и человек

должен был отдохнуть от своих обычных земных дел, посвятив день Богу, молитве,