Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

воздерживаясь от всякого доброго дела, фактически творить зло? Ясно, что эту

«субботу»— период времени, который является историей, человек должен

употребить на то, чтобы все дело Божие довести до совершенства, не заковывая

его в такие законы, которые не дают никакой твари, ни человеку, ни остальному

миру дышать, действовать, возрастать, перерастать свое естественное состояние,

из плотского делаться духовным. Вот о чем говорит Христос в этом отрывке.

Глава третья

Третья глава Евангелия от Марка начинается так:

И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший

иссохшую руку. И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить

Его. Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину. А им

говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или

погубить? Но они молчали. И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении

сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука

его здорова, как другая (Мк3:1—5).

В этом евангельском отрывке говорится, что Христос «прогневался». Как можно представить

себе Христа— такого прозрачного, стройного— во гневе? Есть ли гнев

в Боге? Существует ли «праведный» гнев?

Это выражение надо сопоставить с тем, что немножко дальше мы читаем о боли

Христовой, о Его жалости. Его гнев был без греховной примеси. Когда мы

гневаемся, мы злимся. Христос не злился, Он пылал гневом в совершенно ином

смысле. Боль, которая в Нем рождалась при виде намеренного зла, выражалась в

том, что Он не мог этого выдержать, не сказав строгое, суровое слово. К нам же

апостол Павел в Послании к Ефесянам обращается с предупреждением о том, что и

наш гнев должен бы быть святой гнев, то есть без греха, без раздражения, такой

гнев может быть выражением предельной боли:

Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет

во гневе вашем; и не давайте места диаволу. Кто крал, вперед не кради, а лучше