Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
Господних.
Внешне— торжество. Господь въезжает в Иерусалим, как царь, на Нем
исполняется пророчество: Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь
Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий
на ослице и на молодом осле (Зах9:9). Он окружен учениками; народ,
который в течение последних недель видел проявляющуюся в Нем славу Божию,
встречает Его ликующе. Невзирая на негодование первосвященников, фарисеев,
книжников, на сопротивление политических вождей люди встречают Его с восторгом,
постилают на Его пути пальмовые ветви, снимают с себя одежду, чтобы Он прошел
по ней. Кричат: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! (Мф21:9).
И казалось бы, это торжественное шествие, казалось бы, мы можем ликовать вместе
с народом. Но когда мы вдумываемся в события последующих дней, мы видим
какое-то трагическое недоразумение, потому что это торжество, эта радость
народная непонятным как будто образом через несколько дней превращается в
ярость, в ненависть толпы, которая перед Пилатом будет кричать: распни, распни
Его! Не Его— Варавву нам отдай! (Мк15:11—14).
Понять это можно только так, мне кажется. Как бы глубже слоем, чем внешнее
торжество, это событие несет печать глубинного недоразумения. Встречают Христа
как царя, ожидают в Нем политического вождя. До сих пор Он скрывался, теперь Он
открыто въезжает в город со Своими учениками. И люди думают, что приближается
время, когда Он возьмет в Свои руки судьбы Израиля, когда настанет время
политической, государственной и общественной независимости еврейского народа,
когда наступит время возмездия язычникам, мести Израиля, когда он воцарится,
восторжествует. Народ ожидает, что кончается время его унижения и начинается
слава— последняя, победная слава Израиля.
А Христос вступает в Иерусалим как кроткий Царь, Царство Которого не от мира
сего. Он пришел принести это Царство в сердца человеческие, Он пришел
установить новое Царство, от которого страшно становится человеческому сердцу,