Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени

Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты

говоришь: покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне?

(Ин14:5—10).

Здесь видно непонимание учеников. Несмотря на то что они постоянно следовали

за Христом, внимали Его словам, что Он отдельно учил их, они многого не

понимали до последнего момента, пока Христос не воскрес. Согласно Евангелию от

Иоанна, Он говорит: Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете

вместить (Ин16:12). И еще есть место в Евангелии от Луки:

Был же и спор между ними, кто из них должен

почитаться бльшим. Он же сказал им: цари господствуют над народами, и

владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь

как меньший, и начальствующий— как служащий. Ибо кто больше: возлежащий,

или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий

(Лк22:24—27).

Это я вычитываю для того, чтобы показать, как долго и терпеливо Христу

приходилось воспитывать Своих учеников, приготавливать их к исполнению того, к

чему они были призваны, то есть к проповеди Его. Содержанием их проповеди не

должно было быть нечто, что они как бы слышали, но чего они не испытали и не

познали глубинным внутренним опытом. Апостол Иоанн пишет в одном из своих

посланий: мы говорим о том, что мы слышали, что видели своими очами, что

рассматривали и что осязали руки наши (1Ин1:1). Апостолы знают,

о чем они говорят. Так ли мы говорим о Христе? Так ли мы способны пронести

свидетельство нашей веры? Христос их— и нас!— посылает на проповедь

именно быть свидетелями Его. А свидетель— это тот, кто видел, кто знает

из внутреннего опыта, из глубинного переживания, убежденно. И затем, как

следствие этой приобщенности Христу, они получают власть исцелять болезни и

прогонять бесов.

К этому мы вернемся в другом месте. Сейчас я хочу объяснить еще одно слово из

прочитанного отрывка. Христос избрал Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его,

нарекши им имена Воанергес, то есть «сыны громовы». Объяснение этого

странного прозвища мы находим в другом месте:

И вошли в селение Самарянское, чтобы

приготовить для Него; но там не приняли Его, потому что Он имел вид

путешествующего в Иерусалим. Видя т, ученики Его, Иаков и Иоанн,