Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
учение мы ориентируемся, с ним сверяем свои взгляды и суждения. Однако в святоотеческих
писаниях следует отличать то, что говорилось их авторами от лица Церкви и что
выражает общецерковное учение, от частных богословских мнений (так называемых
теологуменов). Частные мнения не должны отсекаться для создания некоей
упрощенной «суммы богословия», для выведения некоего «общего знаменателя»
православного догматического учения. В то же время частное мнение, авторитет
которого основывается на имени человека, признанного Церковью в качестве Отца и
учителя, не освящено соборной рецепцией церковного разума, а потому не может
быть поставлено на один уровень с мнениями, такую рецепцию прошедшими. Частное
мнение, коль скоро оно было выражено Отцом Церкви и не осуждено соборно, входит
в границы допустимого и возможного, но не может считаться общеобязательным для
православных верующих.
Что же касается критерия древности, то он должен быть оспорен3. Для православного христианина Отцом
Церкви в равной степени является как священномученик Ириней Лионский, живший во
IIвеке, так и святитель Феофан Затворник, живший в XIXвеке (при
этом, однако, мы не можем считать все без исключения суждения этих авторов
абсолютно безупречными в богословском отношении). Сейчас, к сожалению, и в
православной среде весьма распространено мнение о том, что Святые Отцы—
это богословы прошлого. Само прошлое при этом датируется по-разному. По оценкам
одних, святоотеческая эпоха закончилась в VIIIвеке, когда святой Иоанн
Дамаскин написал «Точное изложение православной веры», подведя итог нескольким
столетиям богословских споров. По мнению других, она закончилась в
XIвеке, когда произошел окончательный разрыв между первым и вторым Римом,
или в середине XVстолетия, когда пал «второй Рим»— Константинополь,
или в 1917году, когда пал «третий Рим»— Москва как столица
православной империи. Соответственно возвращение к святоотеческим истокам
понимается именно как обращение к прошлому и восстановление либо VIII, либо XV,
либо XIXвека.