Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святаго,

тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению. Сие сказал Он,

потому что говорили: в Нем нечистый дух (Мк3:22—30).

Я хочу обратить ваше внимание на ряд пунктов в этом рассказе. Первый

относится к хулению Святого Духа. Для того чтобы подорвать авторитет Христа,

для того чтобы погубить Его всеконечно, враги Христа стали распространять слух,

будто Он силой зла творит мнимое добро, будто Он улавливает людей чудесами,

которые исходят не от Бога, а от сатаны, обманывает людей видимым добром, для

того чтобы окончательно их погубить, поработить Себе и через Себя— смерти

и окончательному проклятию и разрушению. Христос резко и определенно

высказывается на эту тему, произносит строгое осуждение такому их отношению к

Себе.

Но почему? Неужели фарисеи, книжники, противники Христа не могли в Нем

просто ошибаться? Нет! Они не могли своим внутренним опытом не видеть, что во

Христе качествует и действует добро, что Он сострадательно, любовно относится

ко всем, кто Его окружает, они не могли не знать, что каждое слово Его

проповеди созвучно тому Ветхому Завету, в который они верят, что даже тогда,

когда Он как будто нарушает то или другое правило, Он их не нарушает, а

исполняет правила более совершенные.

Вы наверно помните слова Христовы: суббота для человека, а не человек для

субботы (Мк2:27). Закон дан для того, чтобы человек рос, чтобы

человек жил, чтобы он мог творчески действовать, чтобы он мог строить

жизнь, и поэтому подчинять человека закону так, чтобы закон убивал,—

неправильно, греховно, богопротивно. Буква убивает, дух животворит,—

говорится в другом месте Писания (2Кор3:6). Дух— то есть

смысл, который вложен в закон, смысл того, что говорится, и намерение, которое

вложено в него, является духом этого закона. Фарисеи и книжники, которые

обличали Христа, будто Он духом нечистым творит добро, этим же утверждали, что