Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

Его проповедь будто бы является делом зла. Но они знали— внутренним своим

опытом и ученостью своей,— что Он никаким образом не идет против учения

Священного Писания, богооткровенного Писания. И поэтому, отвергая Христа, они

хулили того Святого Духа, Который внушил Писания Ветхого Завета, Который

выдвигал пророков и Который сейчас говорил устами Спасителя Христа.

Нам надо понять, что эта тема относится не только к проповеди Самого Христа,

это относится к каждому из нас, как грозное, строгое предупреждение. Когда мы

знаем, что в том или другом, что совершается вокруг нас, действует сила Божия,

когда мы знаем из внутреннего опыта, как бы из какой-то внутренней очевидности,

правды, совести, которые у нас есть, что слова, которые мы слышим, являются не

ложью, а правдой, кто бы их ни произносил, но не хотим их принять, потому что

произносит их человек, нам «чужой», то мы тоже стоим на пороге хулы против

Святого Духа. Апостол Павел в этом отношении выразился удивительно смело. Он

говорит, что радуется проповеди Евангелия, даже если она лицемерна: хотя тот,

кто лицемерит, будет осужден, слово истины, которое он проповедует, дойдет до

души каждого человека, способного его принять (Флп1:15—18).

И вот мы должны над собой задуматься. Очень часто бывает: потому что мы

человека не уважаем, потому что он не принадлежит нашей среде, потому что он в

чем-нибудь является нашим соперником или противником— идейным

противником, не вещественным, не шкурным,— мы легко готовы видеть в нем

зло, готовы отрицать то добро, которое он творит, и то живое, доброе слово,

которое он произносит. Так отнеслись ученики Христа к человеку, который Его

именем творил чудеса, но не был с ними. Они ему запретили, потому что он не

ходит за нами (Мк9:38). Да, многие люди «с нами не ходят», но ходят с

Богом. И поэтому нам следует быть осторожными и не спешить осуждать людей за

то, что они «не наши», тем более— не спешить считать, что то, что они

говорят, не от Святого Духа, неправда, потому только, что они «не из нашей»

группы людей. Мы грешим против Святого Духа гораздо более тонко, чем если бы мы