Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче. И сказал им: вам дано знать
тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; так что они своими
глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не
обратятся, и прощены будут им грехи. И говорит им: не понимаете этой притчи?
Как же вам уразуметь все притчи? Сеятель слово сеет. Посеянное при дороге
означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас
приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их. Подобным образом и
посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово,
тотчас с радостью принимают его, но не имеют в себе корня и непостоянны; потом,
когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются. Посеянное в
тернии означает слышащих слово, но в которых заботы века сего, обольщение
богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без
плода. А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и
принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто
крат (Мк4:3—20).
Первый вопрос, который вызывает во мне только что прочитанная притча,
следующий: неужели есть люди, которые обречены не понимать, потому что они
представляют собой ту или другую неплодородную землю? Неужели только некоторые,
изображенные здесь как поле доброй, плодородной земли, могут понять и потому
найти спасение? Если так, то была бы глубокая несправедливость в Боге и была бы
большая неправда.
Нам надо понять очень важную вещь: эта притча не определяет людей вообще,
разделяя их на категории. Эта притча нам говорит о тех состояниях, которые
бывают в нас. Каждый из нас меняется изо дня в день. То человек чуток— и
может каждое живое слово воспринять до глубин души, и там это слово, как семя в
поле, остается в самых глубинах и начинает оживать, прорастать и в свое время
даст богатый плод. В другие моменты мы бесчувственны, не способны отозваться не
только на притчу— не способны отозваться даже на горе самого близкого,