Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
всему, что происходит внутри нас самих, и тому, что навязывает нам ложно
понятое доброжелательство окружающих, которые бередят наше горе и страдание,
настоятельно напоминая о нем. Мы должны быть готовы признать, что любовь может
выражаться и через страдание и что, если мы утверждаем, что действительно любим
того, кто ушел из этой жизни, мы должны быть готовы любить человека из глубины
горя и страдания, как мы любили его в радости, утверждая его этой радостью
общей жизни. Это требует мужества, и, я думаю, об этом надо говорить снова и
снова сегодня, когда многие, чтобы избежать страдания, обращаются к
транквилизаторам, к алкоголю, ко всякого рода развлечениям— лишь бы
забыться. Потому что то, что происходит в душе человека, может быть заслонено,
но не прерывается, и если оно не будет разрешено, человек измельчает, он не
вырастет.
Жизнь усопшего как пример
Скажу еще вот о чем. Очень часто оставшиеся чувствуют, что потеря коснулась
не только их самих, она затронула многих: окружающие лишились ума, сердца, воли
человека, который поступал добротно и прекрасно. И человек, потерявший
близкого, сосредоточивается умом на этой потере. Тут следует помнить— и
это очень важно— что всякий, кто живет, оставляет пример: пример того,
как следует жить, или пример недостойной жизни. И мы должны учиться от каждого
живущего или умершего человека: дурного— избегать, добру—
следовать. И каждый, кто знал усопшего, должен глубоко продумать, какую печать
тот наложил своей жизнью на его собственную жизнь, какое семя было посеяно, и
должен принести плод.
В Евангелии говорится, что если семя не умрет, то не принесет плода, а если
умрет, то принесет плод в тридцать, в шестьдесят и в сто раз (Ин12:24;
Мф13:8). Именно это может произойти, если мы всем сердцем, всем умом и
памятью, всей нашей чуткостью, во всей правде задумаемся над жизнью усопшего.
Будь у нас мужество воспользоваться этим мечом, именно Божиим мечом, чтобы