Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
волшебства, не есть акт насилия— это акт высвобождения природы, или
человека, или тела, которое подпало под рабство зла и становится свободным.
Так что и это— установление нового взаимоотношения между Богом и
сотворенным Им миром. И в этом смысле все для нас может стать притчей, если мы
сумеем так смотреть, так всматриваться в вещи. Но многое закрывает от нас такое
видение, и главное— наша сосредоточенность на самих себе, главное, что в
центре— мы, и нам крайне редко удается оторваться от себя, от самосозерцания,
от озабоченности собой и взглянуть вокруг себя объективно, другими словами,
посмотреть на окружающее нас так, будто оно не имеет к нам никакого отношения,
не представляет для нас ни опасности, ни проблемы.
Я вам дам пример, вероятно, очень примитивный— но тем не менее: вы
идете в зоопарк, стоите перед клеткой и смотрите на тигра. Вы видите, как он
лежит, встает, ходит, рычит, и говорите: «Какой великолепный зверь!» И вдруг вы
случайно обнаруживаете, что сторож забыл хорошенько запереть дверцу клетки, что
тигр распахнул ее, уже находится снаружи, с вашей стороны решетки. Он уже не
«великолепен», он «ужасен», потому что в этот момент вы не любуетесь его
красотой, а охвачены ужасом: он может напасть на вас, ранить, растерзать,
убить. Что произошло? Произошло то, что в первом случае вы с самого начала
смотрите на тигра отстраненно, а когда он оказался снаружи, вы видите только
себя самого. Разумеется, такое не часто случается с нами, но это может
случиться, когда нам встречается маленькая собачонка или даже большой пес.
Сначала наша реакция: «Ах, какая прелесть!», но в тот момент, как она покажет
клыки, это уже не «милый песик». Все это очень важно, потому что, чтобы
выражаться притчами, как говорил Христос, надо иметь глубокую близость, глубинное
общение с тем, о чем вы говорите: с проблемами, но и с тем, что вы выбираете
предметом притчи, и вы должны быть и отрешенными в том смысле, чтобы ощущать
себя свободными, не связанными, и способными взглянуть на предмет сам по себе.
Я уже сотни раз давал в приходе пример, но боюсь, что дам его еще раз— в