Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
лагере, что ему читать о духовной жизни. И я ответил: «Читай „Добротолюбие“209»! В каком-то смысле это был
самоочевидный ответ, это очень практично, в нем все есть. Я упомянул об этом
при одном старом священнике, отце Сергии Четверикове, и он мне сказал: «Никогда
не говори так!» Я удивился: «Что вы имеете в виду? Я посоветовал читать самую
лучшую книгу, какая только есть!» И он ответил: «Да! У него возникнет иллюзия,
будто умом он все понял. В лучшем случае он станет, словно обезьяна, подражать
примерам, которые вычитает там. Он станет прошколенной обезьяной, он никогда не
поймет самую суть вещей, но то, что он прочитает о них не вовремя, станет
помехой, не даст ему прочесть и понять эти вещи, когда он достаточно созреет
для них».
Я думаю, имеющий уши слышать, да слышит (напр., Мф11:15)
подразумевает вот это. Христос не старается навязать умственное понимание, Он
дает образ, и вы воспринимаете из него столько, сколько способны воспринять. И
потому что вы восприняли его всем своим нутром, всем своим опытом жизни,
всей чуткостью своего сердца, всей своей способностью понимать и себя, и всех и
вся, вы сможете применить его. Потому что, если сказать некоторые вещи слишком
рано, это ничего не даст.
Поясните, пожалуйста, притчу о десяти девах со светильниками.
Это трудная притча (Мф25:1—13), потому что в каком-то смысле, если мы
честны и не слишком благочестивы, то у нас бльшую симпатию вызывают
несчастные неразумные девы, которых выгнали вон, а не мудрые девы, которые отказались
поделиться с первыми елеем для светильников.
Мне кажется, суть притчи в том, что, если вы идете навстречу Господу, внутри
у вас должно быть горючее, которое поддержит пламя; если внутри у вас ничего
нет, кроме порыва «я хочу встретить Его», если, кроме этого, вы абсолютно
пусты, без содержания, поделиться с вами елеем невозможно. Невозможно в один
миг передать человеку зрелость. Но я не смею утверждать, что правильно понимаю
эту притчу, меня всегда несколько отталкивали мудрые девы…