Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

любить. Не начинать с трудного, а с простого, но уже беспощадно по отношению к

себе: не потому, что это удобно, не потому, что это приятно, а просто потому,

что это так.

И на этом пути встает вопрос: как вынести другого человека? Потому что, если

я был бы несовершенен, а другой человек— совершенный, тогда борьба была

бы только с самим собой, но тут две величины, которые взаимно трудны. Апостол

Павел говорит: друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов (Гал6:2).

То есть несите на своих плечах то, что тяжело в другом человеке, и это будет

исполнением заветов Христовых. И в другом месте апостол говорит, что Христос

принял нас, когда мы Его не искали, Он принял нас, когда человечество было как

бы во вражде с Богом, в борьбе (Рим5:8). И Христос пришел к нам таким, какие

мы были, Он не стал ждать, чтобы мы раскрылись, чтобы мы захотели, возмечтали о

Нем. Он пришел, и в ответ на Его приход какие-то люди— даже мы с

вами!— отозвались. Вот как мы должны относиться друг ко другу.

И тут входит не только вопрос принятия друг друга, но два других элемента.

Христос говорит: люби ближнего, как самого себя (Мк12:31). «Любить

себя» не значит исполнять или потакать всему, что только «хочется»: мне хочется

легкой жизни, удовольствий, хочется того или другого. Это самое поверхностное

«я». А полюби того глубинного человека, который есть икона Христа, образ. В

тебе живет образ Христов— так его полюби и его защити от того

поверхностного, жадного, мелкого человека, которым ты являешься на другой

плоскости. Полюби вот этого человека. И когда ты его полюбишь, когда для тебя

эта икона станет драгоценнейшей, тогда ты сможешь, с одной стороны, с глубокой

болью обнаружить, как некоторые свойства или черты твоей личности эту икону

уродуют, портят, оскверняют. И с другой стороны, поняв это, ты сможешь смотреть

на других людей совершенно другими глазами. Ты увидишь в них две вещи сразу: и

икону, и раненность этой иконы, тогда как мы, большей частью, видим только

изуродованность и забываем, что за ней— икона. И к этой иконе мы должны