Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
любить. Не начинать с трудного, а с простого, но уже беспощадно по отношению к
себе: не потому, что это удобно, не потому, что это приятно, а просто потому,
что это так.
И на этом пути встает вопрос: как вынести другого человека? Потому что, если
я был бы несовершенен, а другой человек— совершенный, тогда борьба была
бы только с самим собой, но тут две величины, которые взаимно трудны. Апостол
Павел говорит: друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов (Гал6:2).
То есть несите на своих плечах то, что тяжело в другом человеке, и это будет
исполнением заветов Христовых. И в другом месте апостол говорит, что Христос
принял нас, когда мы Его не искали, Он принял нас, когда человечество было как
бы во вражде с Богом, в борьбе (Рим5:8). И Христос пришел к нам таким, какие
мы были, Он не стал ждать, чтобы мы раскрылись, чтобы мы захотели, возмечтали о
Нем. Он пришел, и в ответ на Его приход какие-то люди— даже мы с
вами!— отозвались. Вот как мы должны относиться друг ко другу.
И тут входит не только вопрос принятия друг друга, но два других элемента.
Христос говорит: люби ближнего, как самого себя (Мк12:31). «Любить
себя» не значит исполнять или потакать всему, что только «хочется»: мне хочется
легкой жизни, удовольствий, хочется того или другого. Это самое поверхностное
«я». А полюби того глубинного человека, который есть икона Христа, образ. В
тебе живет образ Христов— так его полюби и его защити от того
поверхностного, жадного, мелкого человека, которым ты являешься на другой
плоскости. Полюби вот этого человека. И когда ты его полюбишь, когда для тебя
эта икона станет драгоценнейшей, тогда ты сможешь, с одной стороны, с глубокой
болью обнаружить, как некоторые свойства или черты твоей личности эту икону
уродуют, портят, оскверняют. И с другой стороны, поняв это, ты сможешь смотреть
на других людей совершенно другими глазами. Ты увидишь в них две вещи сразу: и
икону, и раненность этой иконы, тогда как мы, большей частью, видим только
изуродованность и забываем, что за ней— икона. И к этой иконе мы должны