Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
IIвеке, так и святитель Феофан Затворник, живший в XIXвеке (при
этом, однако, мы не можем считать все без исключения суждения этих авторов
абсолютно безупречными в богословском отношении). Сейчас, к сожалению, и в
православной среде весьма распространено мнение о том, что Святые Отцы—
это богословы прошлого. Само прошлое при этом датируется по-разному. По оценкам
одних, святоотеческая эпоха закончилась в VIIIвеке, когда святой Иоанн
Дамаскин написал «Точное изложение православной веры», подведя итог нескольким
столетиям богословских споров. По мнению других, она закончилась в
XIвеке, когда произошел окончательный разрыв между первым и вторым Римом,
или в середине XVстолетия, когда пал «второй Рим»— Константинополь,
или в 1917году, когда пал «третий Рим»— Москва как столица
православной империи. Соответственно возвращение к святоотеческим истокам
понимается именно как обращение к прошлому и восстановление либо VIII, либо XV,
либо XIXвека.
Такое мнение, однако, представляется неприемлемым. По мнению протоиерея
Георгия Флоровского, «Церковь сейчас обладает не меньшим авторитетом, чем в
прошедшие столетия, ибо Дух Святой живит ее не меньше, чем в былые времена»,
потому нельзя ограничивать «век Отцов» каким-либо временем в прошлом4. А известный современный богослов епископ
Диоклийский Каллист (Уэр) говорит: «Православный христианин должен не просто
знать Отцов и цитировать их: он должен войти в их дух и приобрести
„святоотеческий ум“. Он должен рассматривать Отцов не только как наследие
прошлого, но как живых свидетелей и современников». Епископ Каллист считает,
что эпоха Святых Отцов не завершилась в V или VIIIвеке; святоотеческая
эпоха в Православной Церкви продолжается и поныне: «Очень опасно смотреть на
Отцов как на законченный корпус писаний, целиком относящихся к прошлому. Разве
наш век не может произвести на свет новых Василия или Афанасия? Говорить, что
Святых Отцов больше уже не может быть, значит утверждать, что Святой Дух
покинул Церковь»5.