Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
И Иоанн Креститель, и Сам Спаситель говорили: покайтесь— то
есть оторвитесь от земли, от соблазна, от порабощения всему земному, и вперьте
свои глаза в Бога и идите к Нему. Но, говорил Иоанн Креститель, на пути
принесите достойные плоды своего покаяния (Лк3:8). Плакаться
недостаточно, признавать свою вину недостаточно— надо исправить свой
путь. И не только свой путь выправить, но исправить по отношению ко всем людям,
которые от нас пострадали, все то, что может быть исправлено. Это могут быть
материальные, денежные долги, это могут быть наше поведение, наши собственные
чувства и мысли по отношению к тем или другим людям. Все должно быть
пересмотрено, и каждая вещь должна быть выправлена. Говорить о том, что человек
покаялся, когда он и не меняется, и не исправляет прошлое, совершенно напрасное
дело. И когда мы думаем о наступающем Прощеном воскресенье, мы должны именно
над этим задуматься. Иначе произносимые нами слова «прости меня Христа ради!» и
ответ «Бог простит!» являются просто ложью, лицемерием, пустотой. Легко просить
прощения у человека, которого, как ты чувствуешь, ты не очень обидел, который
легко тебя простит, пожав плечами. Но раньше чем просить прощения, мы должны
перед собой поставить вопрос: как глубоко я этого человека ранил— не в
моих глазах, в его глазах и в Божиих глазах? Как глубоко я этого человека
ранил, что я ему сделал? И с другой стороны, когда к нам обращается человек и
просит прощения, мы также должны перед собой поставить вопрос: как я им был
унижен? что он сказал или сделал, от чего моя душа еще не исцелена, от чего во
мне кипит негодование, от чего горечь пронизала мою душу, и сердце, и ум,
отчего у меня нет воли ему служить, как брату, как ближнему, по-евангельски?
Эти вопросы мы должны ставить себе заранее, а не в мгновение, когда человек
подходит,— тогда уже поздно. Мы должны быть в состоянии и просить
прощения, но уже принеся какой-то плод нашего покаяния, и давать прощение с
сознанием того, что наше слово «прощаю» нас исцеляет, является концом ссоры,
розни, что это полное, истинное примирение.