Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

готов и умереть,— а когда до дела дошло, три раза отрекся Петр. Однако

Петр хоть расплакался, когда взор Христов на него упал, а мы изо дня в день изменяем

Христу, отрекаемся не словом, а жизнью от того, что мы Его ученики, и когда Его

взор падет на нас с иконы, Его голос коснется нас из евангельского чтения,

разве наше сердце раскалывается, разве слезы выступают у нас на глазах, разве

плач пронизывает нас?!

Вот над чем нам надо задумываться в течение поста и Страстной седмицы. И

когда мы будем стоять на службах Страстной, где мы будем, кем мы

будем? С кем мы будем в этой толпе: с теми, кто надеется, что Христос победит за

меня и мне без труда, без страха, без усилия все будет дано? или мы

надеемся, что Он не победит и тогда я свободен— свободен жить по своей

воле, то есть по воле противника Христова? или я безразлично могу смотреть на

это распятие? или я с Иоанном предстою в ужасе? или я, как Божия Матерь,

Которая отдает Христа с Его крестной смертью за мое спасение? или, как

ученики, я убежал? или, как Петр, отрекся? Где я в этой Страстной?

Я не думаю, что кто-нибудь из нас может решительно измениться, но неужели мы

не переломимся хоть сколько-то, когда будем вживаться в этот Великий пост,

когда в середине поста будет стоять Крест224,

напоминающий нам цену того, что может совершить над нами Господь, когда

воскрешение Лазаря нам будет обещанием. Ведь мы знаем, какой ценой это

обещание может быть исполнено…

Пути Божии

О творении и спасении мира225

Мы читали в течение прошедшей недели канон святого Андрея Критского, и мне

запала одна фраза: «Я вам привел всю картину ветхозаветного и новозаветного

миробытия— как Бог творил мир, на что Он надеялся, что человек из этого мира

сделал, как грех победил людей, и как покаяние побеждает грех»226.

И вот мне хочется сегодня вернуться к этой теме, к рассказу о том, как Бог

сотворил мир, и что с ним случилось, и чего нам ожидать; хочется рассмотреть

это на основании нескольких отрывков из Ветхого Завета и перейти затем на

некоторые новозаветные темы.

Во-первых, о творении. Весь рассказ о творении содержится в одной только

фразе, в одном стихе книги Бытия: В начале сотворил Бог небо и землю (Быт1:1).

Об этом другого ничего не скажешь, потому что объяснить, что случилось,—

невозможно. Нам невозможно вернуться в то состояние небытия, из которого каждая