Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

нелегко сказать, когда мы раздираемся сердцем, видя, что тот, кого мы любим

больше всего, лежит мертвым перед нашим взором.

А затем следуют молитвы, полные веры и чувства реальности, и молитвы

человеческой хрупкости; молитвы веры сопровождают душу усопшего и приносятся

перед лицом Божиим как свидетельство любви. Потому что все молитвы об усопшем

являются именно свидетельством перед Богом о том, что этот человек прожил не

напрасно. Как бы ни был этот человек грешен, слаб, он оставил память, полную

любви: все остальное истлеет, а любовь переживет все. Вера пройдет, и надежда

пройдет, когда вера станет видением и надежда— обладанием, но

любовь никогда не пройдет (1Кор13:8).

Поэтому, когда мы стоим и молимся об усопшем, мы на самом деле говорим:

«Господи, этот человек прожил не напрасно. Он оставил по себе пример и любовь

на земле: примеру мы будем следовать, любовь никогда не умрет». Провозглашая

перед Богом нашу неумирающую любовь к усопшему, мы утверждаем этого человека не

только во времени, но и в вечности. Наша жизнь может быть его искуплением и его

славой. Мы можем жить, воплощая своей жизнью все то, что было в нем

значительного, высокого, подлинного, так, что когда-то, когда придет и нам

время со всем человечеством стать перед Богом, мы сможем принести Господу все

плоды, всю жатву семян, посеянных его примером, его жизнью, которые проросли и

принесли плод благодаря нашей неумирающей любви, и сказать Господу: «Прими это

от меня, оно принадлежит ему, ей: я— только поле, сеятель был он! Его

пример, его слово, его личность были словно семя, брошенное в почву, и этот

плод принадлежит ему».

И мы можем стоять с разбитым сердцем и тем не менее провозглашать слова

веры: Благословен Бог наш… Порой еще трагичнее звучит тропарь

Воскресения: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во

гробех живот даровав,— когда перед нашими взорами мертвое тело

человека, которого мы любили. Но голос Церкви произносит слова поддержки и