Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

Это не место изощренных мучений, где Бог присутствует во всей жестокости Своего

оскорбленного Божества— уродливая карикатура истинного Бога. Это—

место, где Бога нет. Это место радикального отсутствия Бога, место, где ничто

нас больше не соединяет друг с другом, потому что лопнула нить, соединявшая

жемчужины, потому что Бога нет,— и мы, как следствие, разделены друг от

друга. И тогда ад— это другие, ад— это мы с вами, это та

неисцеленная разобщенность, к которой мы приговорены навечно. Вот этой-то смерти

больше нет во Христе, этот ад побежден во Христе. В пасхальном тропаре

мы поем, что Христос победил смерть39,

и многие— не только среди неверующих, но и среди верующих— могли бы

сказать, имеют право спросить: «Что означает это странное выражение? Смерть все

еще царствует, она косит среди нас одного человека за другим, мы все отмечены

ее печатью, мы все умрем! Что вы хотите сказать, когда поете воскресение и

победу над смертью?» Победа над смертью состоит в том именно, что Своей смертью

и Своим сошествием во ад Христос внес присутствие Божие в то именно место, где

царило полнейшее Его отсутствие. Нигде— ни на небе, ни на земле, ни в глубинах

духовных бездн— нет места, где отныне не присутствовал бы Бог. Ад

раскрылся, чтобы поглотить человеческую душу, и принял в свое лоно Живого Бога.

Эта человеческая душа блистала Божеством, и она уничтожила шеол—

«место отсутствия», она его уничтожила до конца, упразднила его. Итак, если

можно сказать, что Сократ научил нас глядеть в лицо смерти, то Один лишь

Христос победил смерть в ее последней сущности. И она побеждена навсегда.

Отныне и в самой смерти, и в ее восприятии есть чрезвычайно положительные

элементы. Смерть— миг, где все становление, вся тревога и долгий переход,

и волнение, и борьба с временным, со всем тем, что обратится в прах, окончены.

Смерть— момент, когда мы можем сказать: все свершилось. И мы можем

войти в тайну смерти еще прежде, чем наше тело начнет дряхлеть; это—

тайна, куда мы можем войти свободно всякий раз, когда понимаем, что все уже