Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

больше нет во Христе, этот ад побежден во Христе. В пасхальном тропаре

мы поем, что Христос победил смерть39,

и многие— не только среди неверующих, но и среди верующих— могли бы

сказать, имеют право спросить: «Что означает это странное выражение? Смерть все

еще царствует, она косит среди нас одного человека за другим, мы все отмечены

ее печатью, мы все умрем! Что вы хотите сказать, когда поете воскресение и

победу над смертью?» Победа над смертью состоит в том именно, что Своей смертью

и Своим сошествием во ад Христос внес присутствие Божие в то именно место, где

царило полнейшее Его отсутствие. Нигде— ни на небе, ни на земле, ни в глубинах

духовных бездн— нет места, где отныне не присутствовал бы Бог. Ад

раскрылся, чтобы поглотить человеческую душу, и принял в свое лоно Живого Бога.

Эта человеческая душа блистала Божеством, и она уничтожила шеол—

«место отсутствия», она его уничтожила до конца, упразднила его. Итак, если

можно сказать, что Сократ научил нас глядеть в лицо смерти, то Один лишь

Христос победил смерть в ее последней сущности. И она побеждена навсегда.

Отныне и в самой смерти, и в ее восприятии есть чрезвычайно положительные

элементы. Смерть— миг, где все становление, вся тревога и долгий переход,

и волнение, и борьба с временным, со всем тем, что обратится в прах, окончены.

Смерть— момент, когда мы можем сказать: все свершилось. И мы можем

войти в тайну смерти еще прежде, чем наше тело начнет дряхлеть; это—

тайна, куда мы можем войти свободно всякий раз, когда понимаем, что все уже

совершилось в жизни, в смерти, в Воскресении и Вознесении Христа и в даре

Святого Духа. Тогда становится понятно, что возвещает Евангелие: мы уже внутри

Царства Жизни.

Один английский автор обратил внимание на тот факт, что в Апокалипсисе слово

«конец», которое должно быть среднего рода, всегда употребляется в мужском роде40. И вот как он это объясняет: автор

Апокалипсиса не думает о конце как о завершающей точке линейного времени, для

него конец— это приход, это встреча со Христом, с Богом Живым.