Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

бесчувственные, такие неопытные, столько о Боге знаем, так с Ним можем общаться

в молитве, в созерцании созданной Им красоты, в общении с людьми, которые

дальше пошли в глубины Божии, если мы такие можем столько знать, каково

будет, когда мы познаем Его, по слову апостола Павла, как мы Им

познаны (1Кор13:12)! Какая в этом дивная надежда, какая в этом

ликующая радость!

И вот люди, которые сколько-то приобщились к этому знанию (я говорю

«сколько-то»: даже в самой малой доле или в очень великой), могут с нами

делиться этим. Они делятся через свой облик, они делятся тем, кто они такие,

они делятся с нами тем, что они не только сердцем, но и умом познали, они нам

говорят на грани нашего понимания, нет, больше даже— они говорят нам на

нашем языке о том, что сами познали как бы на ином языке. Вспомните место

Послания, где апостол Павел говорит, что он был взят на небо и слышал неизреченные

глаголы, которые нельзя повторить (2Кор12:4), но он их слышал,

его душа отзывалась, пела под звуки этих глаголов. Их повторить

невозможно, но когда он вернулся из этого состояния, он мог делиться чем-то о

Боге, чего раньше не знал.

И вот тут встает вопрос, как выражается это знание. Я говорил о том,

как это выражается в личностях людей, только что дал вам пример апостола Павла,

но, кроме того, это выражается и иным образом. Мы знаем из писаний святых отцов

имена ряда ангелов. Каждое из этих имен говорит о том, каким он знает Бога: Денница—

это ангел, который видел Бога как Свет совершенный. Михаил после разрыва

с Богом целой группы ангелов встал на защиту райских дверей, его имя значит

«Никто Как Бог». Имя Рафаил значит «Бог исцеляет». Каждый из них был

пронизан Божественным присутствием, светом, благодатью, энергиями

Божественными, и имя каждого говорит о том, чем он стал в своих глубинах. Это

не значит, что ничего другого в нем не было: было познание Бога, познание

человека, была его роль в истории человечества. Есть удивительное место о том,