Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

всякий человек является иконой Христовой. Он является образом и подобием

Божиим, в нем живет дыхание Божие. Каждая из этих икон является отображением

Христа и вместе с этим не просто копией,— и это изумительно и прекрасно.

Но когда мы выражаем наш опыт, будь то в виде иконы, или человеческой речи, или

осуществления нашей жизни, именно это происходит. Жизнь каждого святого

является иконой жизни и личности Христа. Слова святых являются голосом Божиим,

голосом Святого Духа, Который учит нас в глубинах наших называть Бога Отцом. В

другие моменты Он вдохновляет нас воздыханиями неизреченными (Рим8:15,

26) обращаться к Богу, учит всей тоской души, всем желанием, надеждой, любовью

молиться и устремляться к Богу.

Но когда мы всматриваемся в те иконы, которые есть во всем православном

мире, мы видим, что каждая нация облекла Спасителя, Божию Матерь, святых в

черты своей народности, потому что иначе думать они не могли. Невозможно себе

представить чернокожих африканцев, которые изобразили бы Христа в виде белого

человека, Он был бы для них чужой. Мне вспоминается сейчас рассказ одного

миссионера. Он должен был проповедовать в негритянской деревне, и местный священник-негр

обратился к своей пастве и сказал: «Вы не смущайтесь, что он такой же белый,

как бес, душа его такая же черная, как наша». Это звучит шуткой, но вместе с

тем в этом такая глубина! Нет такого состояния, нет такой группы людей, которая

не может в своих чертах, на своем языке выразить истину Божию и воспринять ее.

И когда мы смотрим, например, на русские иконы, мы видим замечательную вещь: та

же икона постепенно менялась в своем облике и порой приобретала новое имя. Я

помню, как Леонид Александрович Успенский говорил одному начинающему ученику:

«Помни, что икону выдумать невозможно, но икону переписать рабски тоже нельзя,

потому что эта икона должна быть твоим опытом в пределах всецерковного опыта,

который уже нашел свое выражение в этой иконе». И поэтому, когда мы глядим на

разные списки различных икон: Владимирской, Иверской, Казанской, мы в них видим

какие-то различия. Больше того, некоторые иконы приобрели второе имя по месту,