Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

Ветхом Завете были даны заповеди, от исполнения которых зависела праведность

человека. Верующий, который ничем не нарушал предписания Закона, мог считаться

и считался праведным. Но это еще не значило, что он находится в глубоком и

совершенном общении с Богом. Такие люди могли быть тем, что Священное Писание

называет рабами, то есть людьми, которые безусловно подчинены воле

своего господина и ее выполняют, но это еще не значит, что их душа, их ум,

сердце, воля полностью созвучны с волей, мыслями и сердцем господина, это

значит только как бы внешнее послушание, послушливость. И в Евангелии есть

слова Христовы: когда исполните все повеленное вам, говорите, что вы рабы

неключимые, то есть никудышные (Лк17:10), что вы не стали ничем,

кроме рабов. А в другом месте сказано нам: Я больше не называю вас рабами,

потому что раб не знает воли своего господина, а вам Я все открыл (Ин15:15).

И здесь нам приходится искать нечто большее, чем верность в исполнении тех

заповедей, правил, законов, которые мы находим в Евангелии, в Новом Завете, в

Ветхом Завете, в церковных наставлениях. Нам надо открыться так, чтобы в нас

действовал Дух Святой, так надо открыться Богу, чтобы приобрести то, что

апостол Павел называет умом Христовым (1Кор2:16), то есть

мыслить Его мыслями, чувствовать согласно Его сердцу. И тот же апостол Павел

нам говорит, что, с одной стороны, Святой Дух нам открывает тайны Царства

Божия, самые их глубины, но, с другой стороны, порой Он как бы шепотом нам

подсказывает молитву и нас учит называть Бога нашим Отцом (Рим8:15). Мы

живем не так, как было до падения наших прародителей, в полной открытости Богу

и в посильном общении с Ним. До падения Адам, Ева не были совершенны, то есть

они не достигли полной зрелости, к которой человек призван, но у них была, по

слову отцов, невинность. Они были как дети, но дети, в которых нет никакой тени

зла. Они еще не выросли в ту меру, в которой можно было общаться с Богом

по-взрослому, если так можно выразиться о духовном состоянии, но не было в них

тьмы, не было запутанности.