Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

Ветхом Завете, в церковных наставлениях. Нам надо открыться так, чтобы в нас

действовал Дух Святой, так надо открыться Богу, чтобы приобрести то, что

апостол Павел называет умом Христовым (1Кор2:16), то есть

мыслить Его мыслями, чувствовать согласно Его сердцу. И тот же апостол Павел

нам говорит, что, с одной стороны, Святой Дух нам открывает тайны Царства

Божия, самые их глубины, но, с другой стороны, порой Он как бы шепотом нам

подсказывает молитву и нас учит называть Бога нашим Отцом (Рим8:15). Мы

живем не так, как было до падения наших прародителей, в полной открытости Богу

и в посильном общении с Ним. До падения Адам, Ева не были совершенны, то есть

они не достигли полной зрелости, к которой человек призван, но у них была, по

слову отцов, невинность. Они были как дети, но дети, в которых нет никакой тени

зла. Они еще не выросли в ту меру, в которой можно было общаться с Богом

по-взрослому, если так можно выразиться о духовном состоянии, но не было в них

тьмы, не было запутанности.

Мы же находимся в ином состоянии. Мы живем в грешном мире, где не все просто

и не все ясно. В нас самих брезжит свет, затем хлынет на него волна тьмы или

полутьмы— и мы запутались уже. И вся наша жизнь проходит в том, что в

этом полумраке-полусвете, в котором мы не всегда лично виноваты, но в который

погружены, принадлежа падшему миру, мы ищем Бога и полноту света. Вы помните

начало Евангелия от Иоанна: Свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин1:5).

Когда произошло падение, когда уже не стало того лучезарного общения между

Богом и человеком, которое было вначале, эта полутьма облекла весь мир, включая

человеческое сознание, но эта полутьма не могла мешать свету светить. Свет

светит во тьме, и тьма не может его задушить. Тьма не всегда рассеивается, но

она не может задушить свет, потому что в свете— Божественная природа.

Свет— явление положительное. Тьма— всего-навсего отсутствие света

и, соответственно, запутанность наших понятий, наших переживаний, нашей жизни.

И когда мы ищем познания Бога и познания созданного Им мира, мы можем