Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
Мы же находимся в ином состоянии. Мы живем в грешном мире, где не все просто
и не все ясно. В нас самих брезжит свет, затем хлынет на него волна тьмы или
полутьмы— и мы запутались уже. И вся наша жизнь проходит в том, что в
этом полумраке-полусвете, в котором мы не всегда лично виноваты, но в который
погружены, принадлежа падшему миру, мы ищем Бога и полноту света. Вы помните
начало Евангелия от Иоанна: Свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин1:5).
Когда произошло падение, когда уже не стало того лучезарного общения между
Богом и человеком, которое было вначале, эта полутьма облекла весь мир, включая
человеческое сознание, но эта полутьма не могла мешать свету светить. Свет
светит во тьме, и тьма не может его задушить. Тьма не всегда рассеивается, но
она не может задушить свет, потому что в свете— Божественная природа.
Свет— явление положительное. Тьма— всего-навсего отсутствие света
и, соответственно, запутанность наших понятий, наших переживаний, нашей жизни.
И когда мы ищем познания Бога и познания созданного Им мира, мы можем
обратиться в разные стороны.
Вспомните, что случилось, когда Адам и Ева согрешили перед Богом недоверием,
class="postLine">не поверили Ему до конца. Когда Бог их позвал, ответ Адама Богу был в сущности:
меня соблазнила жена, которую Ты мне дал (Быт3:12). И вместо
примирения, вместо того чтобы повернуться к Богу и сказать: да, мы оба
согрешили, мы соблазнились, мы поверили духу лжи, но мы видим теперь, что Ты
весь свет, весь красота, весь правда, весь истина, весь жизнь,—
прости!— Адам как бы выразил упрек Богу, перенес ответственность с себя
на Бога.
В свое время я вернусь к вопросу о сотворении мира, о том, каким он был
задуман и изначально существовал и чем он стал, но одно я сейчас скажу: когда
совершилось падение наших прародителей, то пал человек, но не пала природа.
Мир, Богом созданный, попал в плен, но он, этот мир, против Бога не согрешил.
И мы живем в мире, который в полумраке и полусвете, и видим вещи то ясно,