Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
ползти по ней. Он спросил: «Господи, в чем дело? Неужели Ты не можешь принять
моей молитвы?» И Господь ему ответил: «Ты оскорбил старую вдовицу, и она
взмолилась ко Мне, чтобы Я тебя наказал за это. И ее молитва сильнее твоей
молитвы, потому что ее молитва исходит из трагедии, реальной трагедии ее
жизни». Мы можем и так поставить перед собой вопрос: я говорю «Оставь мне
мои грехи, как я оставляю». А я— оставляю? Если бы речь шла о том,
чтобы оставить какие-нибудь громадные провинности, простить человека за то, что
он делал что-то ужасное, в каком-то смысле было бы проще, потому что было бы
ясно, что он наделал. Но речь идет о том, что мы делаем постоянно не
то и вызываем боль в другом человеке и что эту боль надо утолить, надо
исцелить, нельзя просто к ней отнестись: мол, ну забудь, чего плачешь!
В молитвах святых есть много такого, чего от себя не скажешь. И когда читаешь
эти молитвы, надо иметь честность начать с того, чтобы прочесть себе вслух то,
что в них сказано, и поставить вопрос: могу ли я это Богу поднести как
собственную мольбу или нет? Хочу ли я того, о чем прошу, или я произношу это
прошение только потому, что оно напечатано в книге? Хочу ли я исцеления?
Честный человек, один из древних святых, который жил беспутно до того, как
вырвался на свободу, рассказывает, как он понял, что его беспутная жизнь
неприемлема, разделяет его с Богом, что нет ему пути к Богу, если он не
переменится. И он решил просить, чтобы Бог его освободил от зла, и приводит
молитву, которую некоторое время повторял, потому что у него не хватало
мужества сразу полностью отречься от зла: «Господи, дай мне целомудрие—
но только не сразу!»263 И
когда мы читаем молитвы святых, я думаю, мы часто могли бы сказать: я не могу
этого сказать честно от себя.
Но что же тогда делать? Есть два выхода. Либо сказать: «Господи! Этого я
сказать от себя не могу и этого я Тебе не скажу. Прости меня за то, что я
неспособен сказать этих слов— слов прощения, или прошения об избавлении