Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
обнаружим величие нашего человечества, сопоставив его с вопросами столь же
глубокими, каковы человеческие глубины. Тогда обнаруживаешь, что эти
глубины— не только в меру человека, но в меру Бога. «Я столь же велик,
как Бог, Бог так же мал, как я»,— сказал Ангелус Силезиус в одном из
своих двустиший43. Во Христе
они соединены. Через Воплощение мы знаем, что человек достаточно велик, чтобы
вместить полноту Божества не только в духе и в душе, но и во плоти. Вот мера
человека.
Итак, сознание смерти несет с собой острое чувство жизни, особенную чуткость
к динамике жизни. Только «память смертная» делает нас вполне человечными, мы
вырастаем «в меру смерти», а значит, в меру жизни. Вне этого мы бываем «в мышиный
рост», и есть опасность, что никогда не вырастем. Напротив, через смерть, через
осознание смерти мы обнаруживаем, что Христос— конец и завершение,
полнота и исполнение— уже пришел и что мы уже теперь— внутри Его
победы, а не в ожидании будущей, недостоверной победы. И мы видим, как эта
уверенность, что Царство уже пришло в силе, в некоторых ситуациях может
выражаться чрезвычайно конкретно.
Вспомните слова апостола Павла в шестой главе Послания к Римлянам—
отрывок, который Церковь читает при крещении (Рим6:3—11): в крещении мы
умираем со Христом и восстаем, обновленные Его воскресением, к новой жизни; это
уже не прежняя жизнь, но жизнь, разделенная со Христом: мы привиты к Нему, мы
получаем живительный сок, более того, мы становимся одно с Ним на такой
глубине, с такой силой, что святой Ириней Лионский мог сказать: в единстве с
Ним мы будем когда-то единородным сыном, а не просто собранием,
сообществом. Потому что мы не только имеем отношения с Богом, но находимся в
онтологическом единстве с Богочеловеком. В этом смысле крещение есть семя
вечности. Поэтому-то и говорят о крещении, о миропомазании и о причастии Телу и
Крови Христа, к которому Он впервые позволяет нам приступить, как о