Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

«посвящении»: это начало нашей жизни во Христе, в Боге, то есть не просто

высшей жизни, но жизни в корне новой, самое качество и существо которой— иные.

Покаяние, обращение составляют, таким образом, полный поворот, живительную

смерть, благодаря которой мы говорим: теперь я стал чужд греху, которому

поклонялся и служил, который любил, которому я отдался. Я стал ему чужд, я

больше его не желаю, я хочу принадлежать одному Богу… Это— «живительная

смерть» потому, что это— смерть для ложной жизни греха, это— смерть

для смерти, нам предлагается и предстоит подлинное обновление. То же самое

содержится в монашеских обетах, когда мы отбрасываем временное, относительное,

для того чтобы радикальным подвигом прилепиться только высшему, совершенному.

Я говорил о смерти несоразмерно долго относительно предложенной мне темы. Но

об этом никогда не говорится, а тема смерти важна для понимания жизни. Я хотел

бы теперь сказать несколько слов о реальности, которая присутствовала во всем,

что я говорил о смерти, но чего я хотел бы коснуться непосредственно: связь

Христа и смерти. То, что я скажу, быть может, слишком лично. Я это пережил,

это покоится в самой сердцевине моего понимания жизни, и я хотел бы поделиться

этим с вами, а вы вольны отбросить это или продумать лучше.

Когда я читаю Евангелие, меня поражает полная, предельная солидарность между

Христом и нами.

Христос родился в тварный мир, со всеми ограничениями тварности. Он родился

в падшем мире, в его ограниченности и ужасе. Он взял на Себя, принял в Себя все

последствия греха: голод, жажду, усталость, тоску, боль. Он был отвержен. Он

умер. И, поскольку Он вошел в этот наш мир, где жизнь и смерть нераздельны, нам

кажется почти естественным, что Он, будучи человеком, тоже умирает. И, однако,

это совершенно непостижимо. Непостижимо не то, что Христос воскрес, а то, что

Он умер. В самом деле: смерть можно рассматривать только как результат—

ужасный, уродливый, невозможный— нашей отделенности от Бога. Об этом

говорят и апостол Павел, и Ветхий Завет; тема смерти связана с темой греха,