Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

Вот вам пример того, как, бывает, мы стучимся, и нам приходится ждать, но не

потому, что Бог безразличен к нам, а потому, что мы должны к чему-то созреть,

должны научиться верности до конца, должны научиться смелости.

Но бывает, что Бог берет инициативу. Есть место у апостола Павла, где он

говорит, что Дух Святой неизреченными воздыханиями действует в нашей

душе (Рим8:26). Дух Святой, не наша тоска, а Сам Господь как бы воздыхает

о том, чтобы мы проснулись к присутствию Божию, чтобы узнали в этой тоске своей

не отсутствие Божие, а Его присутствие, почуяли, что Он тут, рядом: как ты Меня

не видишь? как ты Меня не чувствуешь? И в какой-то момент, когда эти воздыхания

Святого Духа, не наши, дойдут до нашего сознания, мы можем вдруг на них

отозваться и вместе со Святым Духом, движимые Духом Святым, молиться Богу. Не

обязательно кричать о своей тоске, не обязательно даже о чем-то, потому

что дело не только в благодарности или тоске, страхе или надежде. В тот момент

мы можем просто с Ним беседовать, можем Ему излить всю свою душу, можем

рассказать, как тосковали, когда у нас не было сознания Его близости.

Эта встреча не обязательно выражается словесно. Я не помню, упоминал ли вам

(пусть меня простят, если я повторяюсь) рассказ, который вошел в житие одного

из самых замечательных западных святых XIXвека, французского Cur

d’Ars. Он был простой человек, человек молитвы, человек духовного подвига, но

умом не был силен и не смог окончить семинарию. Но его епископ увидел в нем

нечто, чего его учителя не замечали, и поставил его священником. Как-то пришли

другие священники к своему епископу и говорят: «Как ты мог его поставить? Он же

такой необразованный! Мы с ним говорим на богословские темы, и он не может

следовать нашим рассуждениям!» И епископ ответил: «Я не знаю, образован ли он,

но я знаю, что он просвещен». Очень важно— уловить эту разницу в

людях, даже и в себе самом: не от образованности нашей, не от теоретического

знания, а оттого, что мы открываемся Богу, свет Христов, который просвещает

всех, вливается в нас и делает нас тоже светочем. Так вот, в жизни этого