Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

другие священники к своему епископу и говорят: «Как ты мог его поставить? Он же

такой необразованный! Мы с ним говорим на богословские темы, и он не может

следовать нашим рассуждениям!» И епископ ответил: «Я не знаю, образован ли он,

но я знаю, что он просвещен». Очень важно— уловить эту разницу в

людях, даже и в себе самом: не от образованности нашей, не от теоретического

знания, а оттого, что мы открываемся Богу, свет Христов, который просвещает

всех, вливается в нас и делает нас тоже светочем. Так вот, в жизни этого

святого есть рассказ о том, как часто, приходя в свою убогую церквушку, он там

заставал старика крестьянина, который часами сидел как будто даже и не молясь.

И как-то этот священник ему говорит: «Дедушка, что ты часами делаешь, сидя

здесь, в церкви? Я заметил, что губы твои не двигаются в молитве, пальцы твои

не бегают по четкам, ты только сидишь и смотришь прямо перед собой. В чем дело,

что это за делание?» И старик улыбнулся и ответил: «Я на Него гляжу, Он на меня

глядит— и нам так хорошо друг с другом!» Вы видите, что молитва может

выражаться очень разно. Она может выражаться словами, криком испуганной,

опечаленной души, она может выражаться тихой, ласковой молитвой-разговором с

Богом, но она может выражаться просто тем, что человек находится перед Богом,

это осознает и счастлив этим.

Был случай и в моей жизни. Старушка много лет читала Иисусову молитву, но

никогда не ощущала Божиего присутствия. Она попросила совета у меня, тогда

только что рукоположенного священника. И я ей прямо сказал: «Когда же Богу

вставить слово, если вы все время говорите? Помолчите перед лицом Божиим!» К

моему удивлению, совет пригодился; она потом мне рассказала, что в наступившей

тишине ощутила то присутствие Божие, которого так долго искала.

Вот несколько примеров того, как и слово, и молчание нас могут поставить в

присутствие Божие. Но для этого надо помнить, что мы не должны постоянно за

собой следить. Одна из самых больших опасностей, которые нас подкарауливают,

когда мы молимся,— следить за собой: что со мной сейчас происходит?