Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
вставить слово, если вы все время говорите? Помолчите перед лицом Божиим!» К
моему удивлению, совет пригодился; она потом мне рассказала, что в наступившей
тишине ощутила то присутствие Божие, которого так долго искала.
Вот несколько примеров того, как и слово, и молчание нас могут поставить в
присутствие Божие. Но для этого надо помнить, что мы не должны постоянно за
собой следить. Одна из самых больших опасностей, которые нас подкарауливают,
когда мы молимся,— следить за собой: что со мной сейчас происходит?
углублен ли я в себя? чувствую ли я Божие присутствие? здесь ли Господь? почему
я рассеялся? Нам надо научиться просто быть перед Богом, действительно
молчать и знать, что Он тут есть; я могу Его не ощущать сейчас, но это не
значит, что Его нет. Есть рассказ о том, как мать играла в прятки с маленькой
девочкой. Вы знаете, как играют в прятки: мать спряталась, аукнула, девочка
открыла глаза и стала ее искать, мать снова аукнула, и наконец девочка ее
поймала. Но в течение какого-то времени девочка не могла увидеть матери, она
только искала, поскольку где-то услышала звук. А потом у них завязался разговор
о том, почему Бог не является нам, почему мы не можем Его встретить, хотя очень
стремимся к этой встрече. И мать ей сказала: «Ты помнишь, как мы на днях играли
в прятки? Я спряталась, и ты меня искала, но ты не боялась, что меня нет, ты
знала, что я тут, несмотря на то что не видишь меня».
Бог с нами так поступает, чтобы мы Его искали, чтобы не просто сидели и от
Него ожидали: стань, Господи, передо мной, как лист перед травой. Нет, Он
хочет, чтобы мы действительно всем желанием своим хотели встретиться с
Ним— и тогда может произойти встреча. Но надо помнить, что встреча не происходит
сразу, мгновенно не потому, что Бог безразличен, и не обязательно потому, что
между Богом и нами непроходимая стена,— будто я настолько греховен, что
Бог не может мне открыться. Мы знаем из Священного Писания, из житий святых, да
и из собственной жизни, из жизни наших друзей, что бывают моменты, когда мы
отпадаем от Него, уходим от Него, делаемся грешными до самых глубин,