Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
отвратительными самим себе и, может быть, другим— и вдруг Сам Господь к
нам приходит. Поэтому дело не в том, что мы недостойны этой встречи: Бог хочет,
чтобы мы этой встречи искали, чтобы и эта встреча была для нас новой жизнью, и
Он был для нас радостью и новизной жизни. И вот если мы будем проходить через
эти различные стадии, то постепенно будем познавать Бога глубже и глубже.
***
После прошлой беседы я получил записку от православной семьи, которая сейчас
находится под влиянием инославных. Они пишут, что молиться молитвами святых,
молиться чужими словами не представляет никакого смысла, что с Богом надо
говорить только от себя и своими словами.
Я хочу несколько остановиться на этом вопросе, потому что, как вы знаете,
все наши богослужения состоят из молитв, которые были собраны в течение веков,
составили одно целое, гармоническое, осмысленное и глубокое целое. И с другой
стороны, молимся ли мы утром, вечером или в течение дня, мы употребляем слова
молитв святых. Имеет ли это смысл? Конечно, имеет, но тут надо подойти к
вопросу с рассуждением.
Молитвы святых, каждого святого в отдельности, выражают их личный опыт о
Боге, личный опыт о себе самих и о своих нуждах и личный опыт о мире, в котором
они живут, в этих молитвах они стараются выразить свою веру. Но святые—
не одиночки, святые составляют живую, неотъемлемую часть Православной Церкви. И
их молитвы, как бы они ни были личны, как бы они ни выражали их собственный
опыт в данную минуту или в течение целой жизни, укоренены в опыте и молитве
всей Церкви. Каждый святой выражает опыт Церкви в той мере, в какой он этому
опыту приобщен, но не только. Речь идет не о том, насколько данный человек
углублен в жизнь и опыт Церкви, а о том, что каждый человек— единственный
и неповторимый, и Бога каждый человек знает неповторимым образом, и выражает он
свой опыт о Боге тоже единственным образом.
Это нам не всегда ясно, потому что мы читаем на славянском языке, который