Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

получаем живительный сок, более того, мы становимся одно с Ним на такой

глубине, с такой силой, что святой Ириней Лионский мог сказать: в единстве с

Ним мы будем когда-то единородным сыном, а не просто собранием,

сообществом. Потому что мы не только имеем отношения с Богом, но находимся в

онтологическом единстве с Богочеловеком. В этом смысле крещение есть семя

вечности. Поэтому-то и говорят о крещении, о миропомазании и о причастии Телу и

Крови Христа, к которому Он впервые позволяет нам приступить, как о

«посвящении»: это начало нашей жизни во Христе, в Боге, то есть не просто

высшей жизни, но жизни в корне новой, самое качество и существо которой— иные.

Покаяние, обращение составляют, таким образом, полный поворот, живительную

смерть, благодаря которой мы говорим: теперь я стал чужд греху, которому

поклонялся и служил, который любил, которому я отдался. Я стал ему чужд, я

больше его не желаю, я хочу принадлежать одному Богу… Это— «живительная

смерть» потому, что это— смерть для ложной жизни греха, это— смерть

для смерти, нам предлагается и предстоит подлинное обновление. То же самое

содержится в монашеских обетах, когда мы отбрасываем временное, относительное,

для того чтобы радикальным подвигом прилепиться только высшему, совершенному.

Я говорил о смерти несоразмерно долго относительно предложенной мне темы. Но

об этом никогда не говорится, а тема смерти важна для понимания жизни. Я хотел

бы теперь сказать несколько слов о реальности, которая присутствовала во всем,

что я говорил о смерти, но чего я хотел бы коснуться непосредственно: связь

Христа и смерти. То, что я скажу, быть может, слишком лично. Я это пережил,

это покоится в самой сердцевине моего понимания жизни, и я хотел бы поделиться

этим с вами, а вы вольны отбросить это или продумать лучше.

Когда я читаю Евангелие, меня поражает полная, предельная солидарность между

Христом и нами.

Христос родился в тварный мир, со всеми ограничениями тварности. Он родился

в падшем мире, в его ограниченности и ужасе. Он взял на Себя, принял в Себя все