Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

Господа. Есть момент в Литургии, когда священник читает тайную молитву

несколько ранее освящения Святых Даров, где говорится: Ты, Господи, и

Приносящий, и Приносимый, и Приемлющий, и Раздающий эти Святые Дары265. Это момент, когда мы знаем: то,

что совершается, совершает не священник, не епископ, даже не вся Церковь в

совокупности, а Сам Христос и Дух Святой. Как говорится в молитве перед

освящением Святых Даров, освяти нас и Святые Дары сии266: это молитва, обращенная к Святому

Духу. Мы можем только безмолвствовать, потому что нам говорить нечего в тот

момент, когда все совершается силой Божией, присутствием Самого Бога, действием

Христа и Духа.

И поэтому когда мы находимся в храме на богослужении, мы знаем, что являемся

частью чего-то бесконечно большего, нежели мы сами, что даже молитвы, которые

были составлены святыми, превосходят наш опыт. Как же нам относиться к этому?

Неужели мы должны изо всех сил стараться воображением как бы, фантазией стать

едиными с этими словами? Нет, этого сделать нельзя, так же как нельзя, когда

человека не любишь, ему сказать о своей любви. Но мы можем относиться и к

молитвам святых, которые читаем в частном порядке, и к богослужебным молитвам

так, как (если возможно такое сравнение) соучаствуем в музыке великих

композиторов. Мы ее слушаем с полной открытостью сердца, ума, чувствительности

нашей, мы воспринимаем ее в той мере, в какой сами уже созрели, в той мере, в

какой в нас уже дрожат струны, которых касается эта музыка. Но конечно, каждый

раз мы приобщаемся тому, что слышим, в разной мере: в один день глубоко

переживаем нечто, а в другой раз, когда хотим вернуться к этому переживанию, та

же самая музыка или те же самые слова не вызывают никакого отклика в нашей

душе, в этот момент наша душа не на это отзывается. Есть нечто другое,

вероятно, на что она отзовется, но не это. И стараться искусственно пережить в

другой раз, заново то, что было пережито с большой глубиной, мы не

должны— мы должны быть готовы пережить то, что сейчас переживается.

У нас есть прихожанка, сейчас ей за шестьдесят лет. Она дочь смешанного