Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

Если перевести эти слова, такие простые, на иностранный язык, останется только

костяк, скелет, плоти не будет. Поэтому в нашем богослужении есть проблема для

нас. Мы должны врасти в язык, на котором эти молитвы до нас доходят. Большей

частью они не были написаны на том языке, на котором мы их читаем. Литургия

Василия Великого, Иоанна Златоустого, Иакова, брата Господня268, все они были написаны на греческом

языке, и каждое слово звучало глубоко и осмысленно под пером или на устах тех,

кто их составлял. Нам, русским, посчастливилось, что те переводчики, которые

нам оставили их на славянском языке, были глубоко вкоренены и в греческий язык.

Они не только переводили слова, они переводили смысл слов. Они не обращались

просто к словарю в поисках точного перевода, они часто передавали нам смысл тех

или других молитвенных обращений, но на языке, который для нас понятен и

близок. И вот когда мы употребляем молитвы святых, будь то в богослужении, будь

то в частном порядке, мы должны углубиться в смысл этих слов. Как я уже много

раз говорил, каждая молитва нам говорит о том, как данный святой или

совокупность святых, составляющих Церковь, понимали Бога, что они знали о Боге,

как они к Нему подходили, говорит о том, как данный человек переживал

молитвенно себя самого, когда стоял перед Богом— не перед людьми и даже

не перед собой. Потому что перед собой мы часто лжем или приукрашиваем

действительность, мы не хотим себя видеть такими, какими нас видит Бог,—

до момента, когда вдруг нас охватывает величие Божие и ужас перед тем, как мы

недостойны Его. Тогда мы начнем эти молитвенные слова произносить покаянно, сердцем

сокрушенным и смиренным (Пс50:19). И с другой стороны, потому что

молитвы святых всегда обращены не только на Бога, говорят не только о своем

составителе, но обращены на мир, мы видим, каким этот мир видели святые, как

они его переживали, что он представлял для них. Порой он представлял для них

соблазн, порой страх и ужас, порой— отражение изумительной красоты

Божией, вложенной в Его творение. И мы должны научиться через молитвы святых

видеть вещи так, как они их видели, переживали и понимали.