Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

совокупность святых, составляющих Церковь, понимали Бога, что они знали о Боге,

как они к Нему подходили, говорит о том, как данный человек переживал

молитвенно себя самого, когда стоял перед Богом— не перед людьми и даже

не перед собой. Потому что перед собой мы часто лжем или приукрашиваем

действительность, мы не хотим себя видеть такими, какими нас видит Бог,—

до момента, когда вдруг нас охватывает величие Божие и ужас перед тем, как мы

недостойны Его. Тогда мы начнем эти молитвенные слова произносить покаянно, сердцем

сокрушенным и смиренным (Пс50:19). И с другой стороны, потому что

молитвы святых всегда обращены не только на Бога, говорят не только о своем

составителе, но обращены на мир, мы видим, каким этот мир видели святые, как

они его переживали, что он представлял для них. Порой он представлял для них

соблазн, порой страх и ужас, порой— отражение изумительной красоты

Божией, вложенной в Его творение. И мы должны научиться через молитвы святых

видеть вещи так, как они их видели, переживали и понимали.

И тут встает вопрос перед нами, как читать ту или другую молитву. Мы так

привыкли ко многим выражениям, что они часто скользят по нашему сознанию и по

нашему чувству. Как мы легко говорим: Господи, Боже наш… А что значат

эти слова, если остановиться на них? Мы называем Христа Бога нашим Господом.

Значит ли это, что мы признаем Его нераздельно Хозяином нашей жизни, передаем

Ему все права на нашу жизнь и судьбу, так что Он имеет полную власть

распоряжаться нашей судьбой и нами? Является ли просто объективным фактом, что

мы знаем, что это так? Если мы были бы честны, мы, может, сказали бы: так было

бы хорошо, если бы это не было абсолютной правдой. Так было бы хорошо, если б я

сам (я сама) мог внести свою волю. Неужели Бог, к Которому мы обращаемся,

является Господом, то есть нераздельным Хозяином, Властелином нашей жизни, без

нашего участия в Его власти над нами? Или когда мы говорим «Господи», мы

говорим Христу: я в Тебя уверовал, я Тебе поклоняюсь; сколько умею— Тебя

люблю, сколько умею— стараюсь быть верен Тебе. Ты Хозяин моей жизни не