Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

конечно, не прожил день так, как следовало бы провести, но Ты меня прости: Ты

добр! Но не в этом дело. Если у нас есть друг, которого мы ценим, которого

любим, неужели у нас не разбивается сердце от боли и стыда, когда мы сознаем, что

своей жизнью в этот день, даже одним-единственным поступком, мы его глубоко

ранили, огорчили? Есть место у кого-то из раннехристианских писателей, где

говорится о грехе как о переходе с одного берега реки на другой. Один берег

реки это Божий берег, на другом берегу Бога нет, там властвует человеческое

самоволие, действует на человека сила вражия. И когда я согрешаю, я перехожу с

Божиего берега на другой берег. Я это могу сделать по неведению, по

неопытности, но бывает, что делаю это по упрямству, потому что мне кажется, что

там будет лучше. И просто сказать Богу: «Я оставил Твою область и перешел в

область, где Тебя нет»— разве можно? Поэтому, раньше чем мы скажем Богу

«…еже согреших в день сей словом, делом, помышлением», надо остановиться и

поставить перед собой вопрос: моими делами, моими словами, моими желаниями,

моими мечтами был я на Божием берегу или я переплыл реку, чтобы поживиться на

том берегу? Конечно, и на том берегу Он действует, конечно, мы не оставлены Им,

мы это знаем. Когда человек согрешил, Бог стал человеком во Христе, Богочеловек

Христос умер в Своем человечестве на кресте ради нас. То есть даже в

области тьмы и зла Бог с нами, но мы не можем этого допускать сознательно или

безразлично к этому относиться. Ведь это ужасно! И когда мы мысленно предаемся

мечтаниям ненависти, похоти, зла, когда мы действиями превращаем нашу жизнь в

позор себе, в поражение ближнего, в отречение, хотя бы частичное, хотя бы

мало-мальское, от Бога, мы не можем спокойно сказать: «Еже согреших во дни сем…

прости ми».

И еще я остановлюсь на слове «прости». Прося прощения, мы часто ждем, чтобы

другой человек, который нами был ранен, обижен, обойден, сказал: «Прощаю,

забудем все, как будто этого не бывало». Этого желать мы не имеем права. Мы не

имеем права ожидать от человека (я сейчас говорю о человеке, а не о Боге),