Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
какой день у меня был, чего я боялся, поблагодарить Его и попросить о помощи, и
еще кое-что рассказать». И мать, слава Богу, не перечила, а дала этому ребенку
высказаться.
А порой, вместо того чтобы дать ребенку высказаться или прочесть с ним
молитвы, надо ему дать свободу поступить так, как ему бы хотелось. И тут я хочу
вам два примера дать. Первый пример относится к одному моему племяннику. Когда
он был маленьким мальчиком, он жил у нас и по вечерам, перед тем как лечь
спать, читал коротенькую молитву. Как-то раз он заигрался, и когда доплелся до
постели, видно было, что он не в состоянии собрать своих мыслей. Он поднял
глаза к иконе, послал этой иконе воздушный поцелуй со словами: «Спокойной ночи,
Господи!»— и тут же заснул. И мне кажется, что этот поцелуй ребенка, это
непосредственное движение его сердца было гораздо важнее, чем было бы
вымученное чтение молитвенного правила. И другой пример такого же рода: мальчик
шести лет, который теперь профессор в отставке в Америке, как-то во время
пасхальной недели стал перед иконами (мать сидела в кресле) и принялся
повторять: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во
гробех живот даровав… Он это сказал раз, два, три, четыре. Мать его
остановила, сказала: «Знаешь что, Петя, так нехорошо!» Он на нее посмотрел с
тем выражением превосходства, которое бывает у детей, которые лучше нас знают
правду Божию, и сказал: «Ты ничего не понимаешь— Он очень доволен!» И я
думаю, что Он был очень доволен. Эти примеры нам говорят о том, что у
ребенка есть своя чуткость, свое восприятие, и когда мы стараемся приобщить
детей к тому, чем будет их взрослая жизнь, мы не должны эту детскую реальную
духовную жизнь заглушить. А дети бывают очень чутки.
«Я хочу поделиться с вами всем, что накопилось…» ч.2
Опять-таки пример. В 1948году я принял участие в съезде по религиозной
психологии, читал там доклад о телесных приемах в Иисусовой молитве. Там была
женщина-психолог, чуткая, тонкая, опытная женщина, которая говорила, как