Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
ее от себя и, может быть, от меня».
Эти примеры, надеюсь, вам что-то передают. И опыт непосредственной, живой
молитвы— молитвы, начинающейся с живого чувства к Богу и с таких слов,
которые ребенок может произнести, которые не надуманны и не слишком сложны для
него, может расцвести и дальше.
Я вам говорю все это, потому что каждый из нас в какой-то момент жизни будет
проходить через то или другое. Как нам надо беречь детей от окаменения, к
которому формальная молитва может привести! Сколько раз мне приходилось слышать
от взрослых людей или от подростков, что их заставляли молиться до
тошноты, так, что они больше не могли вынести молитвы. Молитвенные слова были
им отвратительны, потому что не были соединены ни с каким моментом простой
встречи с Богом. А встреча эта бывает и в пении, и в молчании, и в том, как
ребенка можно обнять и стать перед иконой и ничего не говорить, дать ему
встретить Бога так, как мы, взрослые, больше встретить Бога не умеем. И
постепенно, по мере того как в нем развиваются и сознание, и ум, и чувство,
ребенку надо помочь найти в молитвах, которые оставили нам святые, те слова, те
чувства, которые выразят с большей силой, чем он сам умеет, то, что он хочет
сказать Богу, или то, что происходит в нем в ту или другую минуту. Но для этого
надо, чтобы он был свободен, чтобы чтение молитв не было рабством, и это нам
надо сохранить через всю жизнь.
Я вспоминаю одно письмо святителя Феофана Затворника, который говорит: ты не
считай, что надо все то вычитать, что написано в молитвослове. Соберешься на
вечернюю молитву, открой молитвослов и начни читать первую молитву. Если на
второй строчке слова тебя ударят в душу, взволнуют, прикуют твое внимание к
себе, не иди дальше, повторяй эти слова и молчи над ними, и дай им действовать
в тебе, как дрожжи действуют в тесте (Мф13:33). А если у тебя двадцать
минут времени на вечерние молитвы и эти двадцать минут пройдут на том только,
что ты сейчас переживаешь эту строчку из первой молитвы вечернего правила,