Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
считай, что исполнил все правило, потому что цель правила не в том, чтобы Богу
повторить молитвы, которые тебе чужды, а— зажечься этими молитвами и
живую, загоревшуюся, пламенеющую душу принести Богу.
Это очень важно, потому что мы не всегда можем достичь того, что хотели бы
выполнить: взять правило и пережить его с глубиной, с силой. Иногда мы начинаем
читать молитву, и какое-то место нас ударяет в душу и, как кремень о кремень,
искру вызывает. А иногда те же слова остаются мертвыми. Нам надо прочесть их и
принести Богу хоть искру, а если мы не можем искру принести, то можем сказать:
«Господи, сегодня я не могу зажечься пламенной молитвой от этих слов, но я их
Тебе по вере приношу. Я знаю, что это правда, я верю, что в них правда. Прими
то, что я сказал из глубины моего убеждения, хотя я не смог вложить в эти слова
живое чувство».
А иногда бывает, что мы выполняем правило, выполняем его внимательно,
стараемся довести до нашего сознания и сердца каждое слово. Помню, мой духовный
отец мне посоветовал вечернее правило читать так: прочти одно прошение или даже
часть прошения, которое самодовлеет, помолчи немножко, потом положи земной
поклон и повтори во время поклона эти же слова, потом встань, еще помолчи и
повтори еще раз эти слова из той тишины, которая родилась, и так вычитывай все
свое правило. Если у тебя время на это есть, оно займет, может быть, три часа,
а если нет времени, остановись тогда, когда изошло время, которым ты можешь
располагать.
Бывают в молитвах святых такие мысли, такие чувства, до которых мы не
доросли. Мы не можем их от себя повторить, потому что в нас их нет, но можем по
вере сказать: «Господи, я знаю, что это правда. Я эти слова повторю за святым».
И мы можем сказать: «Святой— Иоанн, Василий или кто другой,— эти
слова были жизнью в тебе, когда ты их произнес. Возьми эти мертвые слова,
которые я произношу, и принеси их Богу своими руками, соедини со словами
горение твоей собственной души». И тогда мы можем, с одной стороны, говорить от