Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

Есть масса слов, масса выражений в молитвах, которые требуют от нас не

только понимания того, что сказано, но честного ответа, ответа всей души и всей

жизни. В начале Молитвы Господней мы говорим: Отче наш, Отец наш. Можем

ли мы это сказать? В каком-то смысле можем, потому что Бог нас сотворил и с

нами обращается, как добрый, ласковый, вдумчивый, опытный отец обращается со

своими детьми. Но являюсь ли я сыном такого отца? И как мне стать таким сыном,

который может от души Бога называть Отцом? Кто-то из отцов Церкви говорит о

том, что мы можем это сделать, лишь постольку поскольку делаемся братьями

Господа Иисуса Христа. Только Он может полностью, безоговорочно назвать Отца

Небесного Своим Отцом, и только становясь Его братом, мы можем постепенно

вырасти в эту меру. И когда я говорю «стать Его братом», я не хочу сказать

просто: относиться к Нему так или иначе, а— стать Ему подобным, врасти в

Него. Как апостол Павел говорит: не я живу, но живет во мне Христос (Гал2:2).

Да, он мог сказать Отче наш, потому что в нем жил Христос, потому что в

нем как бы Христос называл Бога Отцом. И есть множество других мест, на которые

мы можем обратить внимание и которые могут играть решающую роль не в понимании,

потому что понимание головное— дело простое, а в восприятии душой и всей

жизнью. Вот третий шаг на пути такого продумывания и прочувствования молитв.

Молитвы, которые мы произносим, должны стать делом нашей жизни; то, что мы

говорим, должно быть не только искренним, честным выражением наших чувств и

мыслей, это должно стать воплощенной верой. Вы наверно помните, как в одном из

посланий апостол говорит: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу

тебе веру мою из дел моих (Иак2:18). Вот вопрос, который ставится

перед нами каждый раз, когда мы произносим те или иные молитвенные слова. Я вам

дам пример из житий святых.

К святому Антонию Великому, жившему в Египетской пустыне, пришел крестьянин

по имени Павел и говорит: «Я хочу спастись и не знаю, как это сделать». Святой

Антоний ответил: «Очень просто— живи в пустыне, постись, спи на голой