Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

земле и молись непрестанно». И крестьянин ему говорит: «Знаешь, первые

условия— дело простое, я всю жизнь по бедности живу впроголодь и сплю на

голой земле, но вот чего я не могу сделать: я не умею молиться». Антоний

предложил: «Сядь рядом со мной, будем плести корзины, я буду вслух говорить

слова псалма, а ты будешь повторять, пока наизусть не затвердишь». Так они сделали,

сели и начали Первый псалом: Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых (Пс1:1)—

блажен тот человек, который никогда не пошел на сборище нечестивых, врагов

человеческих и врагов Божиих. Павел повторил эти слова раз-другой, потом

говорит: «Мне надо походить и затвердить, потому что я человек неграмотный, у

меня память некрепкая»; ушел— и не вернулся. Сначала Антоний подумал, что

он просто сбежал, что ему показалось это дело слишком трудным. Потом подумал,

что Павел ушел и заблудился в своей попытке молиться, и стал его искать. Он его

искал долго, пустыня была великая, и через сорок лет набрел на своего ученика.

Он на него чуть ли не накинулся: «Куда ты, Павел, ушел от меня? Я только начал

тебя учить молиться!» И Павел со слезами ему отвечает: «Да, отче, вот сорок лет

я стараюсь стать тем человеком, который никогда не пойдет на совет нечестивых».

Этот человек всю жизнь положил на то, чтобы первые слова, которым его научил

святой Антоний, стали реальностью, правдой его жизни.

Можем ли мы сказать, что мы так относимся к тем молитвам, которые читаем по

молитвеннику? Многие слова мы должны понять: что они на самом деле значат,

многие слова мы должны довести до сознания, до своего сердца, или вернее,

многие слова мы должны испытать, поставив перед собой вопрос: что я об этом

знаю? Если ответ: «Ничего не знаю»,— это не беда, значит, мы просто не

созрели, не доросли до этого понимания. Но это значит, что перед нами задача не

только понять. Понимание раскрывается через жизнь, а не только через

размышление или чтение, понимание раскрывается через опыт жизненный, житейский

опыт, как в случае Павла. А мы должны постепенно претворить молитву в жизнь,

чтобы из жизни ключом лилась молитва.