Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

многие слова мы должны испытать, поставив перед собой вопрос: что я об этом

знаю? Если ответ: «Ничего не знаю»,— это не беда, значит, мы просто не

созрели, не доросли до этого понимания. Но это значит, что перед нами задача не

только понять. Понимание раскрывается через жизнь, а не только через

размышление или чтение, понимание раскрывается через опыт жизненный, житейский

опыт, как в случае Павла. А мы должны постепенно претворить молитву в жизнь,

чтобы из жизни ключом лилась молитва.

Но тут мы встречаем другую проблему. Если мы так переживаем слова молитвы,

мы не всегда можем найти время, чтобы прочесть длинное молитвенное правило,

какое находим в молитвослове. Тут опять-таки пригодится совет святителя

Феофана. Он говорит: определи свою молитву временем, которое у тебя есть.

Положи, например, что будешь молиться двадцать минут перед тем, как лечь спать,

а если это слишком много— и меньше, но все равно определенное время, и

потом читай первый псалом из вечерни. Если в течение нескольких минут те или

другие слова этого псалма тебя ударят в душу, не иди дальше, повторяй их,

остановись на них, переживи их и не отходи от них, пока они полностью не войдут

в твою душу и не заполнят ее собой, и только потом перейди к следующей строчке

и к следующей. Может быть, ты несколько строк прочтешь без всякого отзвука в

душе, но это неважно: в другой раз эти строки зазвучат в ней жизнью и трепетом.

А потом снова найдутся какие-то слова, которые тебя поразят: Боже, какая правда

в них! И тогда повторяй, повторяй, пока не насладишься до конца. И если прошло

все время, которое тебе положено на молитву, ты можешь сказать: я исполнил свое

правило, потому что цель этих текстов в том, чтобы зажечь нашу душу, ее

углубить, чтобы нам стать перед Богом живыми людьми и чтобы каждый раз что-то в

нас проросло, какая-то новая глубина раскрылась.

Но на это рассчитывать всегда нельзя. Бывает, что несколько дней подряд или

в течение длительного времени слова молитвы нас зажигают, по мере того как мы

глубже их понимаем, они нас больше, больше, больше возносят к Богу. А потом