Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
все время, которое тебе положено на молитву, ты можешь сказать: я исполнил свое
правило, потому что цель этих текстов в том, чтобы зажечь нашу душу, ее
углубить, чтобы нам стать перед Богом живыми людьми и чтобы каждый раз что-то в
нас проросло, какая-то новая глубина раскрылась.
Но на это рассчитывать всегда нельзя. Бывает, что несколько дней подряд или
в течение длительного времени слова молитвы нас зажигают, по мере того как мы
глубже их понимаем, они нас больше, больше, больше возносят к Богу. А потом
вдруг находит на нас усталость: я не могу больше повторять эти слова, я ими
пресыщен, ничего нового в них не могу найти. А повторять их просто как пустой
звук не могу, потому что знаю, как они полны жизни и животворной силы! И тогда,
говорит Феофан, оставь эти слова, найди другие молитвы или на время перестань
молиться словами святых и, наученный тем, что ты от них узнал, начни молиться
собственными словами, стань перед Богом и скажи Ему своими словами то, что ты
хотел бы сказать.
Есть еще место у святителя Иоанна Златоуста, которое очень важно, мне
кажется. Бывают дни, когда наша душа полна молитвенной жизни, бывают дни, когда
она не столь полна. И вот Иоанн Златоуст говорит: когда молишься, остановись
немножко раньше, чем почувствуешь: я больше не могу, я устал от молитвы, не от
стояния, не от коленопреклонения, а от этих слов, и слов, и слов, которые
перестали быть живыми словами в моей душе. Остановись, пока есть еще голод по
молитве, как, когда ты ешь, не ешь до пресыщения, а остановись, пока еще
немножко есть в тебе аппетита. Так поступай и с молитвой. Читай или произноси
молитву и в какой-то момент скажи себе: а теперь довольно!— и приступи к
другому делу: к рукоделию, к чтению, к чему угодно, только не пресыщай себя,
потому что если ты дойдешь до точки пресыщения, то назавтра или в другой раз
тебе будет тошно приступить к молитве, ты уже не будешь стремиться к моменту,
когда можешь наконец побыть с Богом, Ему вылить все, что у тебя в душе.
Это очень важно, потому что Бог хочет встречи с нами. Ему не нужны