Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
Есть еще место у святителя Иоанна Златоуста, которое очень важно, мне
кажется. Бывают дни, когда наша душа полна молитвенной жизни, бывают дни, когда
она не столь полна. И вот Иоанн Златоуст говорит: когда молишься, остановись
немножко раньше, чем почувствуешь: я больше не могу, я устал от молитвы, не от
стояния, не от коленопреклонения, а от этих слов, и слов, и слов, которые
перестали быть живыми словами в моей душе. Остановись, пока есть еще голод по
молитве, как, когда ты ешь, не ешь до пресыщения, а остановись, пока еще
немножко есть в тебе аппетита. Так поступай и с молитвой. Читай или произноси
молитву и в какой-то момент скажи себе: а теперь довольно!— и приступи к
другому делу: к рукоделию, к чтению, к чему угодно, только не пресыщай себя,
потому что если ты дойдешь до точки пресыщения, то назавтра или в другой раз
тебе будет тошно приступить к молитве, ты уже не будешь стремиться к моменту,
когда можешь наконец побыть с Богом, Ему вылить все, что у тебя в душе.
Это очень важно, потому что Бог хочет встречи с нами. Ему не нужны
молитвы, если мы их произносим без души, без чувства. Да, в молитвах есть вещи,
которые мы можем сказать как бы не от себя, просто зная, что это правда, но
тогда надо прибавить: «Господи, я знаю, что в этих слова истина, правда, но
сказать их из своего опыта или из глубин своего переживания в данное время не
могу, и я Тебе их приношу как молитву правды в надежде, что рано или поздно
смогу эти слова сказать от себя искренне, честно». Если мы так будем приступать
к молитве: во-первых, сделаем усилие просто понять, что значат те слова,
которые написаны, во-вторых, поставим перед собой вопрос— что я понимаю
из этих слов? что они для меня значат? и затем— какие заключения я могу
сделать из этих слов по отношению к моей жизни, как я могу эти слова превратить
в жизнь, чтобы они преобразовали мою жизнь?— тогда наша молитва будет
живой, деятельной и реальной.
Из всего этого следует, конечно, что некоторые молитвы нам будут близки, так
же как нам близки бывают те или иные писания святых или просто как бывают нам